понедельник, 02 сентября 2013
Совсем недавно подобный пост вешала Санди, а теперь и у меня появилась необходимость выплеснуть мысли по этому поводу.
Просто в последние несколько дней наткнулась на такое количество комментариев к работам по разным фандомам, в которых этим самым ООСом пинали вшутку и всерьёз, что меня аж типает уже!
Много разных словНу что такое ООС? На мой взгляд, это представление персонажа совершенно невообразимым образом, не соответствующим его положению и характеристикам.. От слова совсем! К примеру, Зараки в стрингах, с накрашенными губами - это ООС. Унохана в стельку пьяная, отплясывающая топлес на столе в кабаке - туда же! Рёта, строящий коварные планы по нейтрализации соперников путём членовредительства и Наруто жаждущий завоевать мир, купающийся в крови мирных жителей топают рядышком. Вот это ООС! Даже просто шизофрения (если не показательная в произведении параллельная реальность, конечно же).
Нет же, к ООСу приравнивается любое мало мальки заметное проявление автором фантазии, собственного мнения, ориентированного на индивидуальность видения и просто представление, разнящееся с привычным толпе. Почему? Ведь характер восприятия у каждого свой. Все мы видим одно и тоже под разными углами и принимаем по-своему. Ведь, по существу, и к жизни и к людям мы относимся неоднозначно и совершенно по-разному. Кого-то напрягает соседка по лестничной площадке, которая кажется невыносимо назойливой и вечно сующий свой нос в чужие дела, а кому-то (из соседей) она нравится, её считают общительной и даже забавной.
И то же самое и с произведениями, детищами фандомного творчества. Каждый смотрит на героя по-своему, представляет в разных ситуациях, предполагает возможное поведение, отрицает невозможное, наделяет качествами, которые у него вполне могут присутствовать, наравне с обычным человеком (или же общепринятыми, прописанными каноном образами). Если всё это убрать, ликвидировать самовыражение, то что получится?
Какаши - гений, Укитаке - мудрый, Орихиме - добрая, Куроко - незаметный... И??? А дальше? Писать по накатанной, не смея отступить или даже просто предположить что-то кроме? И что получится? А получится очередной камень преткновения между писателями и критиками-комментаторами, которые рады поточить об него зубы - шаблон, етить! Почему нет то? Самый настоящий, как есть! Всё строго по расписанию, шаг в сторону - расстрел на месте и образы персонажей и их характеристики под копирку, всё ладненько и чудненько.
О шаблонах и картонках перетирается и муссируется едва ли меньше, чем об ООСе. Почему-то шаблонами принято считать одинаковые темы, к примеру, новогодняя тематика, школьная, офисная, плюс схожие ситуации, в которых загоняют авторы своих героев (здесь соглашусь, порой можно реально не читая дальше, с первых абзацев знать чем продолжится и чем закончится, но это уже совершенно запущенный случай, таких немного к счастью). На мой взгляд, "шаблонных" "избитых" тем не существует. Каждую можно множество раз представить во всевозможных вариантах и втиснуть что-то неординарное даже в банальную на первый взгляд новогоднюю вечеринку перед ёлкой. Есть замыленные сюжеты, используемые авторами, судя по всему из нежелания придумывать что-то индивидуальное, сражающие наповал обилием однотипно построенных предложений и слов, качующих из фика в фик (причём по разным фандомам
)
По сути, фандомное творчество нельзя считать серьёзным, а может быть и не так. Ведь для каждого то, чем он с душой занимается, вполне серьёзно, учитывая старание и определённый подход. Поэтому, фики это любительские творения, но по-своему вполне серьёзные вещи. Однако, пытаться навязывать рамки (эпоха совка, ей богу возвращается!), ограничивающие желание, фантазию, пытающиеся вписать в те же "шаблоны" любые творческие потуги, не есть правильно! Абсолютно не правильно! А как же тогда само понятие "творчество"?
Ладно, пар выпустила. Ухожу ухожу...)))
@музыка:
без музыки сижу
@настроение:
иду по приборам...
@темы:
Идиотизм,
Обо всём о разном,
Размышления
И да, шаблоны... Шаблонной бывает не тема, а раскрытие, по-моему.
Человеческая беседа из слов состоит фактически на треть, остальное это мимика, жесты, интонация, эмоции. Потом, в живой беседе произносить ту или иную реплику, делать какую то ремарку или уточнение по определению не надо, ибо мы видим говорящего. В тексте же надо обязательно отметить, что вот это сказал Вася, а вот тут Петя встал и закурил.
В тексте самая главная задача не дать читателю потеряться в диалоге. Реплика персонажа не должна быть слишком большой, ну не должна она растягиваться на две страницы, иначе это уже не диалог. Информация в диалоге часто вторичная, если автор хочет чтобы персонажи о чем то поговорили, то создает необходимую для этого ситуацию. Когда персы сообщают друг другу вещи уже известные всем в данной произведение, т.е. в данном мире, то они превращаются в говорящие головы. Потом важно понимать, что в естественных условиях говорят то, что думают только дети и идиоты, в реальной жизни беседа очень сложна, люди очень часто что то недоговаривают. Чем сложнее люди и ситуация, тем сложнее и беседа.
Вводных слов много: всякие это, конечно, как бы, безусловно, сами понимаете, знаешь и т.п.
И да, с ними можно поиграться, чтобы характеризовать персонажа. Вот взять плеоназм. Когда навешивается куча синонимических определений: "Надену рубашку, самую лучшую - значит, белую, белоснежную, нарядную такую, чистенькую, весь из себя модный буду".
Чисто лексически - в разговорной речи могут проскальзывать вульгаризмы, бранные слова, а также речевые ошибки (избыток уменьшительных суффиксов, неграмотное употребление слов).
Вообще, чтобы речь была не картонной, нужно, чтобы прямая речь была разной у каждого персонажа и характеризовала его, вот.
Вот это я зануда...
Ой... Прости. Совсем меня накрыло после работы
Это то, что вычитала и с чем готова согласится.
Фокальный персонаж – персонаж, на котором концентрируется читательский интерес и внимание.
Фокальный персонаж вводится в основном просто для того, что бы быть эмоциональным центром повествования. Это персонаж, на которого настроен фокус, центр внимания, это человек, чьи реакции доминируют в кадре.
Фокальный персонаж не обязательно то же самое, что "точка зрения" или тот, через чью перспективу видятся события
Фокальный персонаж не обязательно тот, от чьего лица идет рассказ, чьими глазами видим, чьими ушами слышим и так далее , это всего лишь персонаж в данный момент находящийся в центре внимания, т.е как бы в фокусе. В рассказах о Шерлоке Холмсе или Эркюле Пуаро они всегда – фокальные персонажи, но никогда не рассказчики.
Вот и все. Почему этому придают такое огромное значение не известно. Новое слово красивое услышали...
Я жду Санди.
С ним не так все))))))))))))))))))
Кэт сидела на диване и горько плакала. Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет...
Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана.
Редактор зарубил этот рассказ с первых же слов, с приговором: прокол точки зрения. Где же он? А вот:
Начало хорошее, нейтральное: Кэт сидела на диване и горько плакала. Читатель еще не знает, в какой точке зрения пойдет повествование, и готов настроиться на любую. А вот и она:
Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет...
Всё ясно! -- мы смотрим на всё глазами Кэт! Это ее чувства, ее мысли. Но вдруг -- бэмс:
Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана.
Глазами Кэт, говорите вы? А Кэт что, знает, что у нее глаза красные? И платье, она же его в данный момент не воспринимает как "розовое в горошек", она ревет и страдает, куда ей о платье думать? Это автор-всезнайка высунул голову и зачем-то описал глаза и платье героини -- никто его об этом не просил, читатели бы сами всё в уме дорисовали. А получился -- прокол точки зрения...
вот я, возможно в силу своей сероти. тут особо нечего не вижу, но...... точка зрение не = фокальный персонаж....
я пока не прочитала. в процессе, поэтому прокомментировать не могу.
Потом, всегда ставят равно между точкой зрения и ФП. В "Мастере и Маргарите" точка зрения на происходящее есть у каждого, но далеко не все ФК...
Редактор сам не молодец, ИМХО. Я бы поставила автору на вид другие ошибки. Упоминание покрасневших глаз - это боян. Упоминание расцветки платья здесь просто не нужно. Если это платье как-то значимо для сюжета, его следовало упомянуть в ином контексте, возможно, даже специально выделить: типа, все стало немилым, даже любимое розовое платье показалось тряпочкой. Автору следовало бы сконцентрироваться на эмоциях героини, а не на ее внешности - о ней надо было поговорить позже. Вот так как-то.
И фокальный персонаж далеко не всегда озвучивает авторскую точку зрения, ага.